Сочная живопись Сергея Сочивко

Не в музее, не в выставочном зале, не в галерее, а в коридорах власти - в зданиях областной Администрации и Законодательного Собрания Омской области развернул выставку своих последних работ художник Сергей Сочивко. Она называется "Омск - город губернский"

В сумрачных коридорах эта яркая живопись воспринимается как эмоциональный взрыв. Потому что на полотнах Сергея омская история и современность совсем не похожи на привычное изображение местных достопримечательностей. Храмы, старинные здания у художника не только памятники архитектуры. Они наполнены жизнью, людьми, настроением, необыкновенными историями про Омск и омичей.

Истории с прибаутками

- Я по образованию театральный художник, хотя в театре не работал. Но люблю создавать в картине ситуацию - ту или иную, - говорит Сергей Сочивко.

В последнее время мы привыкли, что история города - это история зданий. Или биографии людей, чьи судьбы были связаны с Омском. Атмосфера важнейших событий, история нравов знакомы нам гораздо меньше. А ведь они- то вместе с архитектурой и создают образ города, Сочивко этот пробел и восполняет. Но не в документальной, а в художественной форме. Живописует характер губернского города с юмором и теплотой. Вот арбузы привезли на баржах - настоящая арбузная лихорадка в Омске. Весь народ за ними ринулся. Ну нельзя в реальности поднять такие арбузы, которые держит полицейский! Невозможно сделать лодку из арбузной корки, не бывает арбузов величиной с дом. А на картине, возможно, бывает. На картине - гипербола, гротеск, лубок. Почему бы и нет, если эти выразительные средства помогают автору просмаковать радости провинциальной сибирской жизни. Вот Гоголь писал про то, что редкая птица долетит до середины Днепра - и никого не шокировало такое фантастическое утверждение художника слова. А тут, между прочим, художественная правда в согласии с исторической, Омск славился сытостью и дешевизной продуктов, отставные офицеры предпочитали не уезжать с семьями никуда из нашего города, потому что и жизнь здесь щадящая для кошелька, и климат полезный для здоровья.

Судя по картинам Сергея Со-чивко, офицеры, купцы, казаки, мещане со своими домочадцами были людьми неунывающими, не мелочными, степенными. Хорошо одевались, обожали праздники, зря не суетились, быт свой устраивали уютно. Красивые и веселые люди в прекрасно спланированном красивом го- роде- А пришла беда - наводнение, и тут разум, подсказал сибирякам сохранять спокойствие и достоинство. Можно пережить эту напасть на крыше собственного дома, да с самоварчиком...

Художник шутит про город, иронизирует над обывателями, и выходит это у него по-доброму, с любовью.

Прибаутка украшает жизнь -вот и сочиняет Сочивко прибаутки в красках, ставит на своих полотнах сцены из жизни, вместе составляющие увлекательный стильный спектакль.

И при этом художник только 16 лет назад поселился в Омске. Говорит:

- Да, я не родился здесь, но город знаю, может быть, даже лучше некоторых коренных омичей.

- Какой же Омск в вашем видении?

- Теплый. Разный: стремительный и спокойный. Величавый, торжественный. И при том сдержанный. В нем бушуют эмоции, но не напоказ. В Омске ощущается пульс большого города. Вот в Москве видно, что сбежались воедино все окрестные деревни, в Москве я чувствую себя несчастным. А Омск -то место, где нужно жить.

И слова художника подтверждают жанровые картины из совре- менной живописи нашего города. Он на них по-прежнему очень уютный, доброжелательно к себе людей располагающий.

Образы и годы

Биография и характер любимого города - на картинах. Биография и характер их автора - в образах.

Детской фотокарточки Сергея у меня нет. Но нетрудно представить цвета, запахи и радости его детства. Черные сатиновые шаровары, черная вельветовая курточка - на все лето, к осени курточка выцветает и становится серой. Мальчишеские забавы и любимый фильм "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен". ("Да, был застой, но разве учил этот фильм тоталитаризму?" Я его и еще "Белое солнце пустыни" даже сравнивать ни с одним американским боевиком не могу"). Детство проходило в Мордовии, в Крас-нослободске. Город еще Иван Грозный основал, и имя получил он не при советской власти, а в старину, когда все знали, что "красный" - значит, "красивый", а не большевик вовсе. Большая семья, много родственников, задушевные праздники -с гармошкой и песнями. А в баню с отцом пойдешь - и видишь, как много следов ран у мужчин военного поколения. И у него оба деда на войне убиты, а род - казачий. Простая народная жизнь.

А вот совсем иной образ на снимке. Студент Пензенского художественного училища, одного из старейших в России, центра классики и академизма. Франт, романтический герой, интеллигент начала XX века. Художник Художникович. Бабочка, грустный взгляд и кудри темные до плеч. Поиск себя. То графика, то пейзажи.

В Омск приехал за женой. Сразу восхитился рекой через весь город, равнинностью, тем, что дышится легко. Об радовался демократичности отношений в Союзе художников не то что а консервативной Пензе: "Консерватизм школы - хорошо, консерватизм в творчестве -очень плохо".

Следующее остановленное мгновенье - казачья страница биографии. Все его предки - казаки, от кубанских до сибирских. Идея возрождения сословие очень увлекла. Даже довелось выступать на Катанаевских чтениях. Но потом оказалось, что общественная казачья жизнь возрождается в странных формах и даже опасна для здоровой печени. Кроме того:

- Я предлагал создать центр каэачьей культуры, как в Краснодаре у Захарченко, руководителя Кубанского народного хора. Не получилось, и я решил, что лучше я в качестве художника буду возрождать казачьи идеалы. И снял форму.

Ну а сегодняшнего Cepreя Сочивко лучше всего представляет фотография у автопортрета с собакой.

Зрелый, сложившийся человек. Мужественный, хотя говори, сам о себе: вспыльчивый, капризный и добрый. Любит пленэр (ь ближайшие дни отправляется ее студентами в Тару). Любит рыбалку и грибы. Про грибы у него есть широко известная в Омске cepия картин. Сбор грибов у Сочивко - радостное действо, вот он и ставит на картинах "спектакли" на тему "Грибы и люди". Сибиряки - истовые грибники, такие, что тренер хоккеистов чех Иван Глинка был потрясен, когда его пару раз пригласили поучаствовать в русской народной грибной забаве. Из Омска европеец уехал не только с воспоминаниями, но и увез с собой одну из картин Сергея Сочивко грибной серии. Картин, в которых сибиряки самозабвенно предаются любимому занятию, много, у них веселые названия -"Опята - дружные ребята", "Рыжие лисички - хитрые сестрички", "Сибирские грузди". И тоже: грибы выше человеческого роста, грибы, которые пилят пилой... как без преувеличения показать, что значит грибной культ? С этого, по сути, у художника начиналось утверждение своего стиля.

Я не люблю

- Да, у меня лубок. Но я же русский художник, не итальянец, не француз, - говорит Сергей.

Конечно, он любит Кустодиева с его жизнелюбием, сочностью на полотнах. Не любит выпендраж под вывеской искусства, которого на самом деле нет. Не любит агрессивного самоутверждения бездарности. Если наклеивают на холст опилки или голышом бьют витрины - пусть делают это, если очень нравится. Но не нужно называть эти выходки художественным творчеством и еще навязывать людям. Любимая цитата Сочивко на эту тему: В каюте первого класса Остап, лежа на кожаном диване... допрашивал Ипполита Матвеевича:

- Вы умеете рисовать? Очень жаль. Я, к сожалению, тоже не умею.

Он подумал и продолжал:

- А буквы - вы умеете? Тоже не умеете? Совсем нехорошо! Ведь мы-то художники! Ну дня два можно будет мотать, а потом выкинут. (И. Ильф, Е. Петров "Двенадцать стульев").

- У нас в России традиция академической классической школы живописи. Можно бесконечно овладевать мастерством и быть интересным, современным художником. А "живопись тайских слонов", которая наполняет новые столичные галереи - сиюминутная мода. Почему я должен заниматься тем, что мне не родное? Я не родился на берегу Папуа-Новой Гвинеи, мой папа не был усыпан перьями, я не танцевал под звуки тамтама... Почему стало стыдно говорить о любви к своей Родине? Или даже не говорить, а работать для нее с любовью.

Гармония жизни

Сыну Арсению - год и семь месяцев. Дочери Дарье - двадцать лет, она студентка факультета искусств Педуниверситета, где Сергей Сочивко преподает в свободное от творчества время.

- Я живу в состоянии счастья, -говорит художник.

Давно замечено: счастье - не в количестве благ, а в гармонии. Счастье - это такая точка зрения. Нынешний русский может ощущать себя глубоко несчастным, если автомобиль у него недолжной марки. А у художника Сергея Сочивко вовсе нет машины -и хорошо ему. Быт ни при чем. Есть друзья, с которыми повезло: художники и нехудожники. Из художников-земляков нравятся Сергею такие же, как он - работоголики Георгий Кичигин, Гимран Баймуханов, Геннадий Канунников, Игорь Санин, Владимир Долгушин, Мэтр старшего поколения Валентин Кукуйцев - пример того, как можно талантливому человеку много лет сохранять детскую непосредственность души.

В 1991 году Сергей был принят в Союз художников, в следующем году получил мастерскую на Красном Пути, под крышей "Товаров для дома". Его работы ни с чьими не спутаешь, их омичи приняли, полюбили. Любая новая выставка - пиршество фантазии художника и зрителя. Очень привлекают праздничность и оптимизм его картин - то, чего, может быть, недостает нам в жизни.

Картины отражают самоощущение Сергея Сочивко. Он 1959 года рождения. Говорит:

- Мне очень нравится мой возраст. Время становиться на ноги, осматриваться в мире прошлого. Уже есть свои сложившиеся взгляды, стиль. И, надеюсь, еще большой кусок жизни впереди. Маленький сын мне новое дыхание открыл. Хлопоты, ответственность, нужно зарабатывать деньги. Но я с радостью иду утром на работу, а вечером домой.


2003-06-25 источник: http://omsknews.ru/paper/home.php3?sid=708&dp=25.06.2003&id=15867




Статистика:  Рейтинг@Mail.ru